Цель: Обобщить знания учащихся о признаках живой и неживой природы, о жизни растений, животных осенью.
Задачи:
1. Закреплять знания учащихся о взаимосвязи живой и неживой природы.
2. Развивать внимание, наблюдательность ,память, творческие способности ребят.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная подготовка:
- изготовление костюмов для персонажей представления;
- изготовление поделок из природного материала;
- выполнение рисунков «Осень золотая»
- оформление фотовыставки «Осенние мотивы»;
- разучивание песен;
- оформление зала, репетиции.
Оборудование:
- рисунки, поделки, фотографии, для оформления зала;
- костюм для представления;
- музыкальная аппаратура.
Возраст учащихся: учащиеся 2-4 классов
Ход праздника.
Вступление.
Под спокойную музыку дети входят в зал, рассматривают его оформление и свободно располагаются по нему. Читают стихи М.Геллер, А. Екимцевой, Э. Машковской.
1-й ребенок: Дарит осень чудеса, да еще какие!
Разнаряжены леса в шапки золотые.
2-й ребенок: Бродит в роще листопад по кустам и кленам
Скоро он заглянет в сад золотистым звоном.
3-й ребенок: Вьется в воздухе листва, в желтых листьях вся земля.
У окошка мы сидим и глядим наружу.
Шепчут листья: «Улетим!» и ныряют в лужу.
4-й ребенок: Соберем из листьев веер, яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер, легкий и игривый.
5-й ребенок: И послушно ветру вслед, листья улетают,
Значит, лета больше нет, осень наступает.
6-й ребенок: В платье пестро-золотистом осень к нам явилась в зал,
Как прекрасная царица, открывающая бал.
Звучит музыка. На середину зала выходит Осень.
Осень: Здравствуйте, ребята! Много хорошего я сейчас услышала о себе. В году 12 месяцев. А сколько из них осенних? Как их зовут?
(Дети называют месяцы. Осень вывешивает их названия.)
Ведущая (учитель): Ребята, какие же приметы осени вы можете назвать?
Что происходит осенью с природой?
(Она готовится к зиме)
(Дети называют свои приметы)
Осень: А теперь давайте прочитаем народные приметы о каждом месяце.
( Осень вызывает 3-х детей: они читают приметы, написанные на «кленовых листьях», «каплях дождя» и «снежинках»)
(Выходят дети.)
1-й р.:- Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим: что в подарок принесла?
Осень:- Принесла я вам муки.
Дети:- Значит, будут пирожки!
Осень:- Принесла вам овощей!
Дети:- И для супа, и для щей!
Осень:- Рады ли вы грушам?
Дети:- Мы их впрок насушим!
Осень:- А уж яблоки, что мед!
Дети:- На варенье, на компот!
Сценка «Война грибов»
Осень: Смотрите, какой осенний лес!
Он полон сказок и чудес!
Вы корзиночки возьмите,
За грибами в лес идите!
(Дети берут корзиночки и под музыку идут по залу, имитируя сбор грибов).
Реб.: Земелюшка добра, вырасти гриба.
Гриба грибового, из лесу борового!
Реб. : Тимошка, Тимошка,
Набери грибов лукошко!
(Выбегают под музыку дети, одетые в костюмы грибов).
Грибы (хором): Хороводом и в ряд дружно молодцы стоят,
Кто мимо не пройдет, всяк поклоны отдает!
Гриб- боровик: Ой- ой- ой, беда, беда!
Эй, грибы, скорей сюда!
Грибы (хором): Что случилось? Что за крик?
Что с тобою, Боровик?
Боровик: Я, гриб-боровик, под сосною сидел,
Да на вас, грибы, глядел!
Приглашаю армией грибною
На жуков идти войною!
(Появляются дети, одетые в костюмы жуков, и ползают вокруг « грибов» под музыку)
Жуки: Мы злые жучищи,
Длинные ручищи!
Все грибы съедим,
Им расти не дадим!
Дети- грибы: Мы грибы дружны
Возьмем в руки ружья!
Повинны мы тому,
Пойдем мы на войну!
Опята: Мы, опята, дружные ребята.
На войну мы пойдем
И жуков перебьем!
Сморчки: А мы, сморчки, простые старички
На войну мы пойдем
И жуков перебьем!
Мухоморы: Мы, мухоморы, на ножки скоры
На войну мы пойдем
И жуков перебьем!
Мы-то рады воевать
Не боимся замарать
Свои красные кафтаны!
Волнушки: И мы, старые волнушки,
На ВОЙНУ пойдем
И жуков перебьем!
Грибы (хором) Будем, будем мы, грибки,
И чисты и крепки!
Приходите в гости к нам,
Очень рады будем вам!
(Дети исполняют песню «Дождик»)
Диалог овощей
Ведущая: Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
Осень: Загадаем мы вам загадки,
Да не одну, а несколько,
Да не потом, а сейчас.
Ведущ.: Он большой, как мяч футбольный
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это? (Арбуз)
(Выходит ребенок, одетый в костюм арбуза)
Арбуз: Я, друзья, недаром гордый:
Сверху я зеленый, твердый,
Но зато внутри - веселей зари
Не разбейте ненароком-
Брызну красным сладким соком
Осень: Сто одежек, да все без застежек. (Капуста)
(Выходит капуста)
Капуста: Я, друзья, кочан капустный
Необыкновенно вкусный.
Я с макушки побелел,
Я уже вполне поспел. ,
Ведущ.: За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. ( Морковь)
(Выходят 2 морковки)
1-я: Мы нарядны и стройны,
И, конечно, всем нужны.
Всем мы дороги и любы,
Поострее были б зубы.
2-я: Нет, не всяким едокам
Мы, морковки, по зубам.
Осень: Сидит в земле дед,
В рубашки одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Выходит лук)
Лук: Не морковь я,
Нет, я - злюка!
Стоит вам отведать лука –
Слезы потекут рекой,
Я на грядке самый злой!
Ведущ.: Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
(Выходит огурец)
Огурец: Я превосходный огурец-
Зеленый, крупный, сладкий.
Мне надоело, наконец,
Лежать на черной грядке!
Осень: Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат. (Подсолнух)
Ведущ.: А вот, уставясь в облака,
Подсолнечник идет:
- Приятель, ты не свысока
Глядишь на огород?
Подсолнух: - Я не занесся высоко,
Я нос не задираю.
Вы, думаете, мне легко
Кормить воронью стаю?
Вороны надо мной снуют
Клюют без передышки,
А где же семечки возьмут
Вот эти ребятишки?
Осень: Чтобы быть здоровым, сильным,
Надо овощи любить,
Все без исключения
В этом нет сомнения.
Ведущ.: Осень- время для сбора урожая. Давайте, ребята, и мы с вами соберем урожай.
(Игра «Сбор урожая)
(Дети исполняют песню «Листопад»)
2-й р.:- Осень, Осень, где ходила, разных красок, где купила?
Красок ярких, красок чистых – красных, желтых, золотистых?
Осень:- Я вчера прощалась с летом, мне дало оно при этом красок самых разных: для осинок-красных, желтых – для берез, для приречных ив и лоз.
Только сосны обделила, только елям дать забыла. И они зимой и летом все одним и тем же цветом – не меняют свой наряд, яркой зеленью горят.
Ведущая:- Осенью природа готовится к зиме.
- Но все ли деревья сбрасывают листву на зиму? А какие нет?
(Хвойные)
- Какую загадку про ель все мы знаем?
- А теперь давайте назовем те деревья, которые сбрасывают листву?
(Лиственные)
- У каких лиственных деревьев осенью краснеют листья?
(Рябина, осина, клен, черемуха).
Вед.:- Осень – важное время для птиц и зверей.
3-й р..:- А вот и белка, и зайчишка, колючий ежик, бурый мишка.
Сейчас мы их сказать попросим, как они встречают осень!
(Под музыку выходят дети в костюмах зайца, белки и медведя)
Заяц:- Пора мне, зайчику, линять, пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу: меня заметят на снегу!
Белка:- А я спешу, спешу, спешу, я на сучках грибы сушу,
Орешков делаю запас.
Медведь:- В берлогу скоро лягу спать, за осенью – зима опять.
Пусть мне во сне приснится мед!
Проснусь, когда весна придет!
Осень:- Ну что ж, все у вас толково, к холодным дням вы все готовы!
Вед.:- Ребята, как ведут себя звери осенью? Как они готовятся к зиме?
Кто где зимует:
- раки?
- медведь?
- лягушки?
- вороны?
Ответы детей.
Вед.:- Давайте назовем птиц, которые улетают?
(Гуси, утки и т.д.)
Вед:- А какие птицы остаются?
(Вороны, воробьи и др.)
Осень: А сейчас я вам загадаю загадки. Очень интересно знать, хорошо ли вы, ребята, знаете « птичью семью» ?
Загадки про птиц.
Как сажа черна , как сметана бела,
Люблю всем в лесу стрекотать, где была. ( Сорока)
Видали вы меня не раз, скачу я в двух шагах от вас
Чирик - чирик, чирик - чирик!
Кто к этой песенке привык? ( Воробей)
Корольков, синиц приятель, барабанит в мерзлый ствол:
«Эй, компания, за стол! Подбирайте меж соринок
Кто жуков, а кто личинок - клад разведан под корой,
Открывайте пир горой!» (Дятел)
Клином в небо поднялись высоко
Вольным - воля на пути широком,
И летят не только днем, а ночью:
Видел кто-то не во сне,- воочью. (Журавли).
Вед.: Какие птицы устраивают спальни прямо на снегу? ( Рябчики, тетерева, куропатки).
« Встреча Зимы».
Ведущ.: Трудное испытание приближается для всего живого. Это зима. Поэтому надо основательно к ней подготовиться.
Осень: Трудно придется зимой птицам и лесным зверюшкам. Поэтому нужно им помогать выжить в это тяжелое время.
А знаете ли вы, ребята, от чего больше страдают зимой животные - от холода или голода? (от голода)
Ведущ.: Вот поэтому каждую зиму мы проводим операцию « Накормите птиц зимой».
Осень: Ребята, а кто из вас уже смастерил дома кормушки?
У кого дома они висят? Кто регулярно подкармливает птиц зимой?
Это очень важное и благородное дело.
Ох, веселились хорошо,
И пели, и плясали…
Но мое времечко прошло
Зима не за горами.
Скоро в гости к вам сама
Пожалует Матушка- зима!
Ведущ.: Подожди, госпожа Осень, ребята приготовили для тебя на прощанье музыкальный подарок- песню о тебе.
(Дети поют песню «Осень снова наступила…»)
Осень: Ну, спасибо вам, ребята, очень вы меня порадовали!
Ведущ.: Ну, теперь пора пригласить красавицу Зиму. Пора ей становится хозяйкой на Земле. Зимушка-зима, просим тебя к нам пожаловать, принять от Осени управление!
(Входит Зима под музыку, Осень уходит.)
Зима: Приветствую вас, ребята! Да, это я. Вы уже успели почувствовать мое холодное дыхание?
Но ведь зима это не только холода. Это санки и коньки, игра в снежки и взятие снежной крепости, а еще - Новый год и елка!
Я вступаю в свои права и буду с вами до весны. Нас ждут много интересных дел. Думаю, скучно нам не будет. Всего вам доброго!
Заключительная часть.
Подводятся итоги фотовыставки, конкурса рисунков и конкурса поделок из
природного материала. - Вед.: Наш праздник подошел к концу! Любите и охраняйте нашу природу!
Учитесь видеть прекрасное!
|