Главная » Файлы » Мои файлы |
30.03.2012, 19:54 | |
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС. Тема: «Именительный и
винительный падежи». Цели урока: -развивать умение
распознавать именительный и винительный падежи; -отрабатывать умение
определять падеж существительного. Ход урока. I.
Организационный
момент. -Друзья
мои! Сегодня мы узнаем тайну, Ведь в жизни нашей часты чудеса. Секрет чудес необычайных Узнаем мы всего за полчаса. Орешек знанья тверд, но все же Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его помогут Волшебные слова: «Хочу все знать!» Эти
слова и будут девизом нашего урока. Сегодня
у нас необычный урок. Мы совершим путешествие. А
вот куда, вы мне сейчас ответите. -Как называется наша Родина? (Россия) (Слайд
с картой России.) -Мы
будем путешествовать по природным зонам нашей необъятной страны. (Слайд
с природными зонами России) -Посмотрите
на карту. На ней разным цветом выделены природные зоны. Назовите их. (Зона
арктических пустынь тундра и лесотундра тайга зона смешанных и широколиственных
лесов лесостепи и степи полупустыни и пустыни
горные области Кавказа и Урала. В
путешествие мы отправимся на самолете. (Слайд
с самолетом) -Внимание,
всем пассажирам занять свои места. Мы летим на север нашей Родины. 11.
Проверка ранее изученного. -Какая
зона располагается на севере? (Арктические пустыни) (Слайд
с зоной Арктики) -Охарактеризуйте
ее. (Долгая холодная зима и короткое лето.) -Посмотрите
и расскажите о представителях фауны. (Слайд
с животными Севера) (Белый
медведь, морж, сивуч, морской котик). -На
Севере всегда холодно и чтобы не замерзнуть, давайте поиграем в «Грамматическое
лото». Начинает
играть тот, у кого пустое левое поле. (Играют) (Слайд
с «Грамматическим лото») -На
Севере располагается ледяной дворец Деда Мороза. (Слайд
с Дедом Морозом) Ребята,
давайте напишем то, о чем мы мечтам и положим Д. М. в мешок. А вдруг эти мечты
сбудутся в Новый год. Пишите
: «Мечтаю о …» (Мечтаю о подарке, о
компьютере , о собаке, об игрушке,
о книге, о путешествии , о
встрече , о друге, о котенке) -Чтобы
все ваши желания попали в мешок к Деду Морозу, определите в каком падеже стоят
придуманные вами существительные. (В П.
п.- о нем мы говорили на прошлом уроке) -Чтобы
благополучно выбраться из зоны арктических пустынь, вспомните все о П. п. (отвечают на вопросы о ком? о чем?
Употребляются с предлогами о, об, в, во, на,
при). III. Чистописание. -Какая
зона находится южнее? (Зона тундры) (Слайд
зоны тундры) -Дайте
ей характеристику. (Лето короткое,
холодное. Оттаивает только верхний слой, глубже – вечная мерзлота. Растения
низкорослые. Много насекомых. Представители флоры:……) (Слайд с растениями тундры) -Запишите
по первым буквам названий растений тундры (лишайники,
черника, брусника, мох, морошка, карликовая береза) – их соединения. Запишите по тройкам. Какие это соединения? (лчб мкб) Перед
написанием не забудьте о массаже рук. Упр. «Согреть руки», «Скалка», «Раскатать
тесто», «Мы молодцы». IV. Работа по теме урока. а)
Работа с загадками. -Летим
к следующей зоне. Зоне тайги. (Слайд
зоны тайги) Внимание!
Готовимся к посадке. Но здесь кругом дремучие заросли хвойного леса, ветровал.
Хозяин – бурый медведь. Чтобы
преодолеть дремучие заросли тайги, отгадайте загадки: Предлогов
с детства не люблю, С
собою рядом на терплю. Мои
вопросы: кто? и что?- Ни
с чем не спутает никто. (И. п.) -Что
еще мы о нем знаем. (В предложении является подлежащим) Кого
винить, мне видно сразу! Пусть
каждый здесь Запомнит
эту фразу. Ведь
я важней министра! Все
это знают тут! А,,
ну, скорей скажите Как
меня зовут? (В. П.) -Что мы еще знаем о В. П. (Кого? Что? Употребл. с
предл. в, во, на, за, через,
про. Сущ. в В. П. бывает в предложении второстепенным членом.) -Молодцы! Мы благополучно преодолели зону тайги. -А вот еще загадка: В
золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь – это плод дуба) -В какой зоне растет дуб? (В зоне лесов) (Слайд с зоной лесов) -Чем характеризуется эта зона? (Смешанные
леса-природная зона, характеризующаяся смешением хвойных и лиственных лесов.
Широколиственный лес-лес, в котором отсутствуют хвойные деревья.) -Назовите
имена сущ .(Клубочек и дубочек) -Запишите
загадку в свои тетради и определите падеж сущ-х КЛУБОЧЕК. (1
ученик: Кто? Что?-клубочек. Значит
это сущ –е И. п. 2 ученик: Кого?
Что?- клубочек. Значит
сущ-е в В. П.) -У
нас два мнения на эту проблему. Кто же прав? Нам
сегодня на уроке предстоит решить эту проблему. Помогут
ли нам вопросы определить падеж сущ-х КЛУБОЧЕК и ДУБОЧЕК? (Кого?
Что?- клубочек дубочек Кто?
Что? – клубочек дубочек. Вопросы не
помогут ответить). -Есть
ли у этих существительных предлоги?
(Есть «в»- это предлог В. П.) -Давайте
разберем это предложение по членам.
(Дубочек – подлежащее.
В клубочек – второстепенный член предложения). -Какой
вывод мы можем сделать?
(Подлежащее всегда стоит в И. п., значит ДУБОЧЕК – И. П.
В КЛУБОЧЕК – второстепенный член с предлогом. Значит это сущ-е в В. П.) -Что
нам помогло определить падеж?
(Предлог и разбор по членам предложения). -Молодцы?
А теперь мы прощаемся с обитателями зоны лесов. И пересаживаемся на наземный
транспорт-поезд, чтобы в полной мере полюбоваться следующей природной зоной, в
которую отправляемся. Куда приведет нас
дорога? Хотите об этом
узнать? Тогда
постарайтесь скорее Кроссворд
разгадать. (Слайд
с кроссвордом и степью) -А зовет дорога к югу, в зону
степей. Лето
здесь более продолжительное, в лесной полосе. Погода стоит сухая, солнечная.
Посмотрите, какие растения здесь растут?
-
А посмотрите, какие юркие животные живут в степи! V. Физкультминутка. -Представьте
себе, что вы растения степи. Ранняя
весна (дети показывают, как они растут) Жарко,
солнце так и жжет землю. (Дети растения укрываются от
солнца, показывают, как им плохо). Подул
ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря. (Дети изображают бурю). Вдруг
все стихло. (Все садятся на свои места). VI. Закрепление изученного. -Многим
растениям и животным грозит исчезновение. Причина – распашка земель,
браконьерство, выпас скота. А давайте создадим заповедник, чтобы уберечь природу
степей. Выполним задание: (На
доске написано предложение «Мать любит дочь.
Дочь любит мать.) -В
этих предложениях у существительных нет предлогов. Как нам поступить в этом
случае? (Разобрать по
членам предложения). -Определите
падеж существительных в 1-ом предложении. (Мать-в И.
п., дочь – в В. п.) -Определите
падеж существительных во 2-ом предложении. (Дочь – И. п., мать – в В.
п.) -Сделайте
вывод, как отличить Имен. п. от В. п.
(Существительные в И. п. в
предложении являются главным членом и никогда не употребляются с предлогом. Существительные в В. п.
являются в предложении второстепенным членом. Употребляются как с предлогом,
так без него). -Где
можно проверить наше предположение?
(В учебнике) -Откройте
учебники на стр.81 и прочитайте вывод про себя, а потом вслух. Мы сделали
верный вывод? (Да) -Сегодня
свои тайны раскроет еще одна природная зона России. Разгадайте ребус.
(Ответ: пустыни.) -Там
нас встречает животное, которое еще называют кораблем пустыни. Кто это? (Верблюд) -Вот
так выглядит пустыня. (Показ
слайда) Какой
вы увидели пустыню? (Это песок, много песка. Голубое безоблачное небо. В них
еще жарче, чем в степях. Осадков выпадает мало.) -Какие
животные и растения здесь обитают, посмотрим. (Слайд) -Наверное,
зной и жара утомили вас. Предлагаю отправиться туда, где солнце, воздух и вода.
На Черноморское побережье Кавказа - субтропическую зону. Что нам рассказывает
карта. (Маленькая территория. Расположена на побережье. С одной стороны -
Кавказские горы, а с другой - Черное море. Умеренно-жаркое лето и теплая зима.
Выпадает много осадков. Животный мир разнообразен: медузы, крабы, морские
коньки, дельфины, чайки, бакланы. Дуб, бук, каштан, много фруктовых деревьев). VII. Самостоятельная работа. -
Давайте представим, что мы отдыхаем на Черноморском побережье. На пляже ребята
играют в мяч. Прочитайте
об этом в упр. 153 на стр.81 учебника.(Дети читают вслух) -А
теперь самостоятельно определите, в каких падежах употребляется сущ. МЯЧ. -Сверьте
свои ответы с эталоном на экране. Упр.
153 VIII. Словарно- орфографическая
работа. На этом наше путешествие по
России заканчивается. Посмотрите на экран и
скажите, какие понятия объединило слово Россия? -Напишите слова по
алфавиту. (Красная площадь, Москва,
Отечество, Отчизна, Родина, Россия.) IX. Домашнее задание. упр. 151, стр. 80 X. Итог урока. Как отличить И. п. от В.
п. (Сущ. в И. п. является в предложении
подлежащим и употребляется без предлога). | |
Просмотров: 2786 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |