Пятница, 20.04.2018, 07:57
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Разработка интегрированного урока русского языка (окружающий мир) по теме "Именительный и винительный падежи в сопоставлении).Природные зоны
30.03.2012, 19:54

РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС.

 

Тема: «Именительный и винительный падежи».

 

Цели урока:

-развивать умение распознавать именительный и винительный падежи;

-отрабатывать умение определять падеж существительного.

 

                               Ход урока.

 

I.               Организационный момент.

-Друзья мои!

 Сегодня мы узнаем тайну,

 Ведь в жизни нашей часты чудеса.

 Секрет чудес необычайных

 Узнаем мы всего за полчаса.

 Орешек знанья тверд, но все же

 Мы не привыкли отступать.

 Нам расколоть его помогут

 Волшебные слова:

 «Хочу все знать!»

Эти слова и будут девизом нашего урока.

 

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие.

А вот куда, вы мне сейчас ответите.

    -Как называется наша Родина? (Россия)

(Слайд с картой России.)

 

-Мы будем путешествовать по природным зонам нашей необъятной страны.

(Слайд с природными зонами России)

-Посмотрите на карту. На ней разным цветом выделены природные зоны. Назовите их. (Зона арктических пустынь тундра и лесотундра тайга зона смешанных и широколиственных лесов лесостепи и степи полупустыни и пустыни  горные области Кавказа и Урала.

В путешествие мы отправимся на самолете.

(Слайд с самолетом)

-Внимание, всем пассажирам занять свои места. Мы летим на север нашей Родины.

 

11. Проверка ранее изученного.

 

-Какая зона располагается на севере? (Арктические пустыни)

(Слайд с зоной Арктики)

-Охарактеризуйте ее. (Долгая холодная зима и короткое лето.)

 

-Посмотрите и расскажите о представителях фауны.

(Слайд с животными Севера)

                                    (Белый медведь, морж, сивуч, морской котик).

-На Севере всегда холодно и чтобы не замерзнуть, давайте поиграем в «Грамматическое лото».

Начинает играть тот, у кого пустое левое поле. (Играют)

(Слайд с «Грамматическим лото»)

 

-На Севере располагается ледяной дворец Деда Мороза.

(Слайд с Дедом Морозом)

Ребята, давайте напишем то, о чем мы мечтам и положим Д. М. в мешок. А вдруг эти мечты сбудутся в Новый год.

Пишите : «Мечтаю о …» (Мечтаю о подарке,  о компьютере ,  о собаке,  об игрушке,  о книге,  о путешествии , о встрече , о друге,  о котенке)

 

-Чтобы все ваши желания попали в мешок к Деду Морозу, определите в каком падеже стоят придуманные вами существительные.   (В П. п.- о нем мы говорили на прошлом уроке)

 

-Чтобы благополучно выбраться из зоны арктических пустынь, вспомните все о П. п.  (отвечают на вопросы о ком? о чем? Употребляются с предлогами о,  об,  в,  во,  на,  при).

 

III. Чистописание.

-Какая зона находится южнее? (Зона тундры)

(Слайд зоны тундры)

 

-Дайте ей характеристику.  (Лето короткое, холодное. Оттаивает только верхний слой, глубже – вечная мерзлота. Растения низкорослые. Много насекомых. Представители флоры:……)

 

               (Слайд с растениями тундры)

-Запишите по первым буквам названий растений тундры

(лишайники, черника, брусника, мох, морошка, карликовая береза) – их соединения.  Запишите по тройкам. Какие это соединения?

                                     (лчб   мкб)

Перед написанием не забудьте о массаже рук. Упр. «Согреть руки», «Скалка», «Раскатать тесто», «Мы молодцы».

 

 

IV. Работа по теме урока.

 

а) Работа с загадками.

-Летим к следующей зоне. Зоне тайги.

(Слайд зоны тайги)

Внимание! Готовимся к посадке. Но здесь кругом дремучие заросли хвойного леса, ветровал. Хозяин – бурый медведь.

Чтобы преодолеть дремучие заросли тайги, отгадайте загадки:

 

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом на терплю.

Мои вопросы: кто? и что?-

Ни с чем не спутает никто.

                                       (И. п.)

-Что еще мы о нем знаем. (В предложении является подлежащим)

 

Кого винить, мне видно сразу!

Пусть каждый здесь

Запомнит эту фразу.

Ведь я важней министра!

Все это знают тут!

А,, ну, скорей скажите

Как меня зовут? (В. П.)

 

 -Что мы еще знаем о В. П. (Кого? Что? Употребл. с предл. в,  во,  на,  за,  через,  про. Сущ. в В. П. бывает в предложении второстепенным членом.)

 

-Молодцы! Мы благополучно преодолели зону тайги.

-А вот еще загадка:

 

 

В золотой клубочек спрятался дубочек.

                                                 (Желудь – это плод дуба)

 

-В какой зоне растет дуб? (В зоне лесов)

(Слайд с зоной лесов)

-Чем характеризуется эта зона?

                                                (Смешанные леса-природная зона, характеризующаяся смешением хвойных и лиственных лесов.

                                                      Широколиственный лес-лес, в котором отсутствуют хвойные деревья.)

 

-Назовите имена сущ .(Клубочек и дубочек)

 

-Запишите загадку в свои тетради и определите падеж сущ-х КЛУБОЧЕК.

                                         (1 ученик: Кто? Что?-клубочек.

                                         Значит это сущ –е И. п.

                                         2 ученик: Кого? Что?- клубочек.

                                         Значит сущ-е в В. П.)

 

-У нас два мнения на эту проблему. Кто же прав?

Нам сегодня на уроке предстоит решить эту проблему.

Помогут ли нам вопросы определить падеж сущ-х КЛУБОЧЕК и ДУБОЧЕК?

                                         (Кого? Что?- клубочек дубочек

                                         Кто? Что? – клубочек  дубочек. Вопросы не помогут ответить).

 

-Есть ли у этих существительных предлоги?

                                            (Есть «в»- это предлог В. П.)

-Давайте разберем это предложение по членам.

                                                (Дубочек – подлежащее.

                                               В клубочек – второстепенный член предложения).

-Какой вывод мы можем сделать?

                                                (Подлежащее всегда стоит в И. п.,          значит ДУБОЧЕК – И. П.

                                                В КЛУБОЧЕК – второстепенный член с предлогом. Значит это сущ-е в В. П.)

-Что нам помогло определить падеж?

                                                 (Предлог и разбор по членам предложения).

 

-Молодцы? А теперь мы прощаемся с обитателями зоны лесов. И пересаживаемся на наземный транспорт-поезд, чтобы в полной мере полюбоваться следующей природной зоной, в которую отправляемся.

                             Куда приведет нас дорога?

                            Хотите об этом узнать?

                           Тогда постарайтесь скорее

                           Кроссворд разгадать.

 

(Слайд с кроссвордом и степью)

-А зовет дорога к югу, в зону степей.

Лето здесь более продолжительное, в лесной полосе. Погода стоит сухая, солнечная. Посмотрите, какие растения здесь растут? 

 

- А посмотрите, какие юркие животные живут в степи!

 

V. Физкультминутка.

 

-Представьте себе, что вы растения степи.

Ранняя весна (дети показывают,  как они растут)

Жарко, солнце так и жжет землю.

             (Дети растения укрываются от солнца, показывают, как им плохо).

Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря.

              (Дети изображают бурю).

Вдруг все стихло. (Все садятся на свои места).

 

VI. Закрепление изученного.

-Многим растениям и животным грозит исчезновение. Причина – распашка земель, браконьерство, выпас скота. А давайте создадим заповедник, чтобы уберечь природу степей. Выполним задание:

(На доске написано предложение «Мать любит дочь.

                                                             Дочь любит мать.)

-В этих предложениях у существительных нет предлогов. Как нам поступить в этом случае?

                                    (Разобрать по членам предложения).

-Определите падеж существительных в 1-ом предложении.

                                   (Мать-в И. п., дочь – в В. п.)

-Определите падеж существительных во 2-ом предложении.

                                   (Дочь – И. п., мать – в В. п.)

-Сделайте вывод, как отличить Имен. п. от В. п.

                                   (Существительные в И. п.  в предложении являются главным членом и никогда не употребляются с предлогом.

                                    Существительные в В. п. являются в предложении второстепенным членом. Употребляются как с предлогом, так  без него).

 

-Где можно проверить наше предположение?

                                                 (В учебнике)

-Откройте учебники на стр.81 и прочитайте вывод про себя, а потом вслух. Мы сделали верный вывод? (Да)

 

 

-Сегодня свои тайны раскроет еще одна природная зона России. Разгадайте ребус.

                                                                          (Ответ: пустыни.)

-Там нас встречает животное, которое еще называют кораблем пустыни. Кто это?  (Верблюд)

-Вот так выглядит пустыня.

                                    (Показ слайда)

Какой вы увидели пустыню? (Это песок, много песка. Голубое безоблачное небо. В них еще жарче, чем в степях. Осадков выпадает мало.)

-Какие животные и растения здесь обитают, посмотрим.

                       (Слайд)

-Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю отправиться туда, где солнце, воздух и вода. На Черноморское побережье Кавказа - субтропическую зону. Что нам рассказывает карта. (Маленькая территория. Расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой - Черное море. Умеренно-жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Животный мир разнообразен: медузы, крабы, морские коньки, дельфины, чайки, бакланы. Дуб, бук, каштан, много фруктовых деревьев).

 

VII. Самостоятельная работа.

- Давайте представим, что мы отдыхаем на Черноморском побережье. На пляже ребята играют в мяч.

Прочитайте об этом в упр. 153 на стр.81 учебника.(Дети читают вслух)

-А теперь самостоятельно определите, в каких падежах употребляется сущ. МЯЧ.

 

 

-Сверьте свои ответы с эталоном на экране.

Упр. 153
1- В. П.
2- И. п
3- В. п.
4- В. п.

 

VIII. Словарно- орфографическая работа.

На этом наше путешествие по России заканчивается.

Посмотрите на экран и скажите, какие понятия объединило слово Россия?

-Напишите слова по алфавиту.  (Красная площадь, Москва, Отечество, Отчизна, Родина, Россия.)

 

IX. Домашнее задание.

упр. 151, стр. 80

 

 

X. Итог урока.

Как отличить И. п. от В. п.   (Сущ. в И. п. является в предложении подлежащим и употребляется без предлога).

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Светлана
Просмотров: 2297 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: